История района Измайловских рот от 1796 до 1855 года
В 1766 году границы Санкт-Петербурга расширяются. Если раньше граница проходила по правому берегу реки Фонтанки, то теперь — по линии рва и вала, на месте современного Обводного канала. Таким образом, район Измайловских рот вместе с существующей застройкой в виде слобод и обывательских дворов, расположенных от 1-й Роты до Фонтанки, стали частью городской территории. В связи с этим понятие «слобода» постепенно вышла из употребления, но исторический топоним — Измайловские роты — сохранялся вплоть до революции 1917 года.
Южнее рва и вала начинались загородные территории с лугами для выпаса крупного рогатого скота, место для продажи, забоя скота и продажи мясных продуктов было устроено около Царскосельской дороги (Московского пр-т, д. 65).
18 ноября 1796 года район Измайловского полка с обывательскими дворами, Екатерингофом, Большой и Малой Коломной были объединены в 4-ю Адмиралтейскую часть. Граница района проходила по Царскосельской дороге (Московский проспект). Южная сторона дороги относилась к 4-й Адмиралтейской части, тогда как северная сторона дороги вместе с территорией Семеновского полка вошла в состав Московской части Петербурга.
СОБЫТИЯ
4 января 1805 года — Издан указ «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала»
7 ноября 1824 года — Самое мощное наводнение в Санкт-Петербурге, в результате которого сильно пострадала территория Измайловских рот.
6 сентября 1826 года — Состоялось открытие цепного Египетского моста.
9 сентября 1827 года — Согласно указу Николая I в Измайловский полк был зачислен сын императора — Великий князь Константин Николаевич.
25 мая 1828 года — Заложен Троицкий собор. Закладку нового храма совершил митрополит Серафим. На торжестве присутствовали императрица Мария Федоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I.
23 февраля 1851 года — Издан указ о строительстве Петербурго-Варшавской железной дороги. Это была четвертая железная дорога, построенная в Российской империи. Даты строительства: 1852–1862 гг.
13 ноября 1853 года — Открытие Варшавского вокзала (первое здание). Окончание строительства нынешнего вокзала — 1860 год.
ЛЮДИ
Жизнь и быт
В 1766 году район Измайловских рот стал частью города, что привело к постепенному изменению облика района, новым правилам и порядкам на его территории.
Правление императоров Павла I и Александра I ознаменовалось строительством новых каменных казарм. Всего было построено двенадцать новых солдатских казарм — по числу рот. Каждая рота переселялась в отдельную казарму. Для семейных солдат в казармах были предусмотрены отдельные комнаты.
После привычной жизни в полковых деревянных светлицах солдаты вместе со своими семьями были переселены в плохо протапливаемые помещения. Водопровод в то время в казармы не был проведен. Мыться ходили в бани, для стирки вещей существовали прачечные. В четыре часа утра из труб солдатских казарм вился дымок: это растапливались печи полковых кухонь. Готовили хлеб и завтрак. Питание осуществлялось в организованном порядке. В штате полка были повара, кухарки, хлебопеки и т. д. Чаще всего работать кухаркой на полковую кухню устраивались солдатские жены. Это было общепринятым правилом: на «женские» вакансии в полку, как правило, брали жен солдат, которые получали свое небольшое жалование, пополняя бюджет семьи. Дети с шестилетнего возраста отправлялись в солдатскую школу, по окончании которой получали профессию писаря, штабного музыканта или какую-либо другую, востребованную в то время.
При переселении в новые казармы солдаты лишались участков земли, с садами и огородами, сараями для скота и птичниками. Поэтому очень быстро во дворах новых каменных казарм и на территориях, принадлежащих полку, с разрешения полкового начальства были сооружены многочисленные, не предусмотренные проектом постройки для производства и хранения инвентаря, птицы и мелкого скота, разбивались солдатские огороды. Такую же картину можно было наблюдать во дворе Гарновского дома, куда переселялись офицеры со своими семьями, многочисленной дворней и прислугой.
Интересное
Викторины
Библиография
Стань участником нашего проекта
фотографии и воспоминанию о нашем районе
Продолжая просмотр, вы соглашаетесь на использование ваших файлов cookie