Титов Дмитрий Петрович
Дмитрий Петрович Титов (1877–1942) — директор Первого Петроградского технического училища с 1919-го по 1921-й. Директор Первого Петроградского (Ленинградского) механического техникума с 1921 года по 1929 год.
Д. П. Титов родился 17 апреля 1877 года. В 1903-м окончил Санкт-Петербургский технологический институт. С 1905-го по 1908-й работал на Джутовой фабрике («Работница») прядильным мастером, а затем — механиком.
С 1908 года по 1912 год — лаборант Испытательной станции РТО. С 1912-го по 1917-й — главный инженер в Обществе котлонадзора, преподаватель в Школе судовых механиков торгового флота и в Школе промысловых машинистов (1914–1917 годы). С 1917-го по 1918-й — директор Чугунно-литейного завода. С 1918 года по 1919 год — преподаватель в Первой счетоводной школе.
С 1919-го по 1929-й — директор в Первом Петроградском техническом училище (1919–1921 год) и в Первом Петроградском механическом техникуме (1921–1929 год), с 1923-го — заведующий Школы фабричного заводского ученичества. С 1929 года по 1930 год — заместитель директора по учебной части техникума, Механического института.
С 1932-го по 1934-й начальник учебно-методического сектора Военно-механического института. С 1934-го по 1942-й — преподаватель Центрального заочного механико-машиностроительного института.
Автор более двадцати научных трудов. Умер в блокадном Ленинграде в 1942 году, похоронен на Пискаревском кладбище.
Воспоминания были написаны в 1927 году. Их появление было приурочено к Совещанию выпускников Ленинградского механического техникума, которое состоялось 25 октября 1927 года в стенах училища и было посвящено X годовщине Октябрьской революции.
Воспоминания
Ремесленное училище, из которого вырос в будущем механический техникум, основано в 1875 году в качестве низшего училища, выпускавшего подмастерьев по холодной обработке металлов.
Учебный план училища соответствовал этой целевой установке. В училище принимались подростки 12–15 лет, окончившие сельскую или городскую школу, и учились пять лет.
Рабочее время учащихся по учебному плану распределялось таким образом:
общеобразовательный цикл (Закон Божий, русский язык, история, география) — 18,5%, общетехнический (математика, физика, механика, черчение) — 24%, специальный (технология и счетоводство) — 4,5% и производственное обучение в мастерских училища — 53%.
Если принять во внимание, что приемные требования были очень низки, математика проходилась только до квадратных функций, на специальные дисциплины отводился минимум времени, а на производственное обучение — максимум, то станет ясна целевая установка училища — дать производству высококвалифицированного рабочего с некоторой небольшой теоретической подготовкой, т. е. примерно, типа современного «фабзайца» (1927 году — учащийся школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)), но с более длительной производственной выучкой («фабзаец» имеет за весь срок школьного обучения 2 830 часов производственного обучения в мастерских; ученик Ремесленного училища — 4 560).
Благодаря такой постановке производственного обучения питомцы училища высоко ценились промышленностью, и те из них, кто сумел пополнить свою теоретическую подготовку путем самообразования или дополнительной учёбы на каких-либо курсах, легко заняли в промышленности командные должности, вплоть до директоров крупных предприятий.
В составе педагогов училища в 1916 году числилось двадцать шесть человек; из них семнадцать с высшим образованием (преимущественно не специальным техническим), семь — со средним и двое — с низшим. Инструктаж насчитывал двенадцать человек, из которых один со средним образованием, а остальные одиннадцать — с низшим или домашним. <...>
Учебное оборудование ремесленного училища соответствовало целевой установке школы и основной идее, что для ремесленника не требуется большой теоретической подготовки и углубленной книжной учебы.
Училище имело довольно хорошо (по тем временам) оборудованные мастерские: две механические, три слесарные, каждая на двадцать пять — тридцать человек, кузницу и литейную, небольшой физический кабинет, кабинет технологии, музей готовых изделий и библиотеку, наполненную стандартными учебниками по Закону Божьему, русскому языку, математике, физике, механике и другим предметам учебного плана, избранной беллетристикой и небольшим количеством технической литературы для учителей... <...>
В бытовом отношении училище представляло собой школу закрытого типа. Все учащиеся жили в интернате на полном иждивении, подвергались довольно суровому режиму, который поддерживался при помощи многочисленного воспитательного персонала, и воспитывались, как и полагалось в то время, в духе верноподданничества и религиозности. Посещение собственной церкви для учащихся было обязательно, отпуска в город давались два раза в неделю и т. п. <...>
В училище был ежегодно приток солидных пожертвований, которые позволяли строить здания не только на Первой роте, но даже и на Невском проспекте (дом № 57) (Дом А. А. Заешникова). За всеми расходами оставались еще солидные капиталы в десятках и сотнях тысяч рублей на текущих счетах и в процентных бумагах, и школа никогда не испытывала недостатка в материалах, инструментах и каких бы то ни было учебных пособиях. Достаточно сказать, что расходная сумма училища в 1916 году была 270 000 рублей, что на наши теперешние деньги составляет около 350 000 рублей, т. е. на ученика в месяц тратилось до 85 рублей в то время. Сейчас в самых богатых школах ФЗУ расход этот составляет 50–60 рублей (Согласно акту от 20 апреля 1918 года о передаче капиталов Совета Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Петрограде в ведение Министерства народного просвещения общая их сумма в процентных бумагах Государственного и Петроградского Учетного и ссудного банков составила один миллион сорок восемь тысяч семьсот рублей. См.: ЦГА СПб. Ф. 2967. Oп. 1. Д. 11).
Училище хорошо обставляло своих служащих, предоставляло им, кроме жалования, дешевые и даже даровые квартиры с отоплением и освещением, спецодежду и некоторое продовольствие. В училище поддерживался нарочито монархический дух, так как цари интересовались этой школой и нередко посещали ее.
С таким багажом — учебным, материальным и бытовым — старое Ремесленное училище цесаревича Николая встретило 1917 год... <...>
В момент Февральской революции директором был математик В. М. Арбузов, вскоре ушедший с поста. Вместо него был назначен инспектор училища Г. Ю. Гессе, отличный знаток механического дела, образованный педагог и твердый дисциплинированный производственник.
Бурлящая революционная волна первых месяцев 1917 года отразилась на разных слоях школьного коллектива по-разному.
Ученическая масса, состоявшая из подростков, никогда не допускавшихся до общественной работы и потому политически несознательная, тщательно охранялась от революционных идей, черпая их через общение с родственниками и знакомыми, жившими в Петрограде.
Педагоги и служащие, не предвидевшие, как и вся масса населения, конечных форм революции, по инерции сохраняла служебную дисциплину. Но революционные настроения, породившие в конечном счете Октябрь, проникли в училище через рабочий молодняк, работавший на индивидуальной выучке в мастерских.
Началось разложение производственной дисциплины, удручающе действовавшее на привыкшего к старой дисциплине директора; к тому же и вся революционная обстановка не могла быть им принята, как человеком самого строгого порядка. 26 октября 1917 года Г. Ю. Гессе покончил жизнь самоубийством.
После Г. Ю. Гессе директором был избран М. А. Дешевой (Дешевой — один из основоположников отечественной школы начертательной геометрии и инженерной графики, педагог, профессор Технологического института с 1890 года, преподаватель механики и технологии в РУЦН (1894–1907), заведующий Первым Петроградским техническим училищем (1917–1919)). <...>
...После Октября технический персонал училища стал проявлять гораздо больше активности в своем стремлении если не управлять школой, то, во всяком случае, максимально контролировать управление. Необходимо было понять, что к власти пришел новый хозяин, еще неопытный, неумелый, но крайне недоверчивый. Требовалась большая тактичность и искреннее желание помочь ему разобраться в деле управления. Задача, бесспорно, в существовавшей обстановке крайне трудная. М. А. Дешевому не удалось справиться с ней, несмотря на помощь специальных комиссаров, и ему пришлось через год оставить работу в училище. В октябре 1919 года произошла последняя смена заведующего училищем.
К этому моменту усилился недостаток провианта, топлива, одежды. Гражданская война была в полном разгаре и пожирала у государства и без того потрепанные материальные ресурсы. В результате школа находилась как бы в параличе. Среди голода и холода, кое-как, процентов на пятьдесят, тянулись занятия в классах, обучение в мастерских остановилось. Работа заведывания до крайности осложнялась тем полным недоверием к новому заведующему, какое чувствовалось на каждом шагу как со стороны Общего собрания служащих и Педагогического совета, так и со стороны учащихся, находившихся под сильным воздействием воспитателей. Чувствовалась настоятельная необходимость реформы всей школы, но вся внешняя обстановка не давала возможности приступить к этой работе.
Молодёжь глухо волновалась, особенно беспокоились старшие классы, не знавшие, когда и как их выпустят. Пришлось начинать с досрочного выпуска этих двух групп, чтобы освободить школу от наиболее волнующегося и беспокойного элемента. Выпуск был сделан в мае 1920 года. При выпуске молодежи было дано обещание, что, как только реформа школы будет вчерне закончена, ей будет дана возможность поднять свою квалификацию (обещание выполнено).
Выпуском 1920 года заканчивается история старого Ремесленного училища — с этого момента начинает организовываться на его месте механический техникум... <...>
Вопрос о необходимости реформы старого Ремесленного училища стал ясен еще в 1917 году, под влиянием той огромной тяги пролетариата к приобретению знаний и повышению квалификации, которая родилась вместе с революцией. Еще 1 октября 1917 года ремесленное училище было переименовано в техническое; однако все дело ограничилось одним только переименованием и к изменению учебных планов фактически не было приступлено, если не считать исключения из плана Закона Божия (на основании Постановления Временного правительства от 30 мая 1917 года с 1 октября 1917 года РУЦН должно было быть преобразовано в Правительственное техническое училище цесаревича Николая. 14 сентября 1917 года по представлению Министерства народного просвещения РУЦН получило наименование Петроградское техническое училище по механической специальности).
Сама целевая установка будущей школы понималась по-разному. Педагогический совет училища, основное ядро которого составляла воспитательная коллегия, всякое посягательство на тип и уклад старого училища, имевшего репутацию прекрасной школы, считал святотатством. Среди педагогов в 1920 году только А. В. Смирнов и Г. М. Данилов были определенными сторонниками реформы, но, будучи производственниками, понимали новую школу в плане Технического училища, запроектированного Временным правительством в июле 1917 года (Смирнов А. В. — заведующий учебной частью, заместитель директора Первого Петроградского технического училища, преподаватель; Данилов Г. М. — преподаватель математики РУЦН, Первого Петроградского технического училища, Первого Петроградского механического техникума, Ленинградского механического учебного комбината и Военно-механического института (1914–1939), заведующий учебной частью с 1930 года).
Этот план мыслил себе техника как недоученного инженера, получившего некоторое производственное обучение, теоретическое образование больше вширь, чем вглубь узкой специальности. С этим нельзя было согласиться, так как потребности производства выдвигали несколько иную целевую установку, а именно: дать промышленности, под видом техника, рабочего средней квалификации, получившего инженерное теоретическое образование, углубленное в узкую специальность, т. е. специалиста высокой квалификации на отдельном небольшом участке производства.
За эту целевую установку пришлось бороться в течение целого ряда лет, так как педагогическая масса не только механического техникума, но и других однородных школ понимала их либо в плане Технического училища Временного правительства, либо в плане высшей школы второго сорта с соответствующей многопредметностью, т. е. широким, но не глубоким, теоретическим образованием. <...>
Закончив вчерне реформу, техникум принял меры, чтобы перекинуть прочный мост между старым ремесленным училищем и механическим техникумом: он организовал у себя курсы экстерната, на которые открыл свободный доступ всем, окончившим старое ремесленное училище до 1920 года включительно, поднимает их квалификацию до уровня оканчивающих механический техникум с предоставлением всех вытекающих отсюда прав и заполняет, таким образом, про-вал, образовавшийся между старой и новой школой. <...>