Жмудзинский Игнатий Игнатьевич
Игнатий Игнатьевич Жмудзинский — слесарь-механик, мастер по инструментальному и токарному делу Ремесленного училища им. цесаревича Николая, Первого Петроградского технического училища, Первого Петроградского механического техникума, Ленинградского механического учебного комбината (1-я Красноармейская ул., д. 1).
С 1909-го по 1932-й, с 1942-го по 1959-й — мастер учебно-производственных мастерских Ленинградского военно-механического института. Работал в блокадном Ленинграде. 27 января 1944 года награжден медалью «За оборону Ленинграда». Автор учебного пособия: Жмудзинский, И. И. Что нужно знать начинающему токарю [Текст] / И. И. Жмудзинский. — Ленинград ; Москва : Онти. Глав. ред. лит-ры по машиностроению и металлообработке, 1935 ([Л.] : тип. «Смена» и тип. им. Бухарина).
Воспоминания
Воспоминания написаны в 1952 году к 20-летию Военно-механического института
Не все студенты, профессора, преподаватели, служащие и рабочие знают, что было в стенах, где в настоящее время находится Военно-механический институт. В стенах этих до революции находилось ремесленное училище цесаревича Николая. <...> Чему обучали там учеников? По теории они проходили: русский язык, математику, черчение, физику, материаловедение, учились слесарному, токарному, фрезерному, строгальному, кузнечному и литейному делу и обязательно Закону Божьему.
Как по теории, так и по производственной практике было пять классов. В 1-м, 2-м и 3-м классе по практике обучали слесарному делу и немного обучались на ножных токарных станках; в 4-м и 5-м классах проходили токарное, фрезерное, строгальное, литейное, кузнечное и немного модельного дела. Работать начинали как по практике, так и по теории с 8:00 до 17:00. Где в настоящее время находится библиотека — здесь была спальня.
Кроме преподавателей и мастеров были воспитатели. Обязанность воспитателя была: разбудить учеников в 7:00, смотреть, чтоб постель была хорошо положена на кровати, следить, чтобы все помылись. В 7:30 шли в столовую, до 8:00 — завтрак. В 8:00 звонок: одни группы идут в классы, а другие — в мастерские.
Группы были от тридцати пяти до сорока человек. В 12:00 после звонка все собирались в Розовом зале и попарно шли в столовую обедать (воспитатели с ними). После обеда до часа ученики были свободны. В 13:00 раздаётся звонок, и группы идут: одна — на теорию, а вторая — на практические занятия в мастерские, смотря по расписанию. В 17:00 звонок. Ученики, работающие в мастерских, убирают свое рабочее место, собираются в Розовом зале и попарно идут в столовую пить чай (воспитатели с ними). После чая ученики свободны: кто гуляет, а кто зубрит уроки на завтрашний день.
В 20:00 ужин. Собираются в Розовом зале, идут попарно в столовую ужинать (воспитатели с ними). После ужина до 22:00 ученики свободны, они идут во двор училища погулять. Где сейчас разбиты клумбы и посажены деревья, был поставлен столб и устроены были гигантские шаги. Зимой эту площадь поливали водой, и здесь устроен был каток.
В 22:00 звонок. Ученики собираются в Розовом зале и идут попарно в спальню (воспитатель с ними). Спали ученики в двух помещениях: одна спальня была там, где сейчас находится библиотека, а другая — там, где старый актовый зал. Так как воспитателей было три человека, то они по очереди все дежурили и ночью спали в спальне вместе с учениками. Какие практические навыки получали ученики и какие производили работы?
В 1-м, 2-м и 3-м классах проходили слесарное дело. Сперва мастер знакомил с разным слесарным инструментом, потом для начала проходили рубку в тисках (чугунный кубик), затем его опиловку по угольнику и шабровку (шабровка (от нем. — скоблить) — обработка поверхности изделий снятием тонкой стружки с помощью специального режущего инструмента — шабера). Следующая забота — заготовка материала (опиловка) для масштабной линейки, изготовление слесарного молотка, кронциркуля, нутромера (нутромер — инструмент для измерения внутреннего диаметра или расстояния между двумя поверхностями), керно (керно (кернер) — ручной слесарный инструмент для разметки центральных лунок (кернов) для начальной установки сверла и иной визуальной разметки) и т. д., и немного часов работал ученик на ножном токарном станке. 2-й класс изготавливал более сложные работы, как-то: воротки́ (ворото́к — ручной инструмент для зажима и вращения некоторых видов режущего слесарного инструмента: метчиков, плашек и т. п.) простые и раздвижные для метчиков (метчик — инструмент для нарезания внутренних резьб), циркуль, разные ключи для гаек, отвертки и т. д., а также несколько часов работы на ножном токарном станке.
3-й класс изготавливал еще сложнее работы, а именно: разводные ключи (бано), клуппы с плашками для нарезки резьбы (клуппы с плашками — инструмент для нарезания наружной резьбы вручную или на станке), колубусы и сложные дверные замки, а также работали несколько часов на ножном токарном станке.
В 4-м и 5-м классах работа была задана на два учебных года. Учеников разбивали на группы по пять и шесть человек, и каждой группе была дана программа. Если группа в пять человек — ей давали изготовить токарный станок типа «Сименс и Шютте», если группы шесть человек — изготовляла продольный строгальный станок. Группа в четыре человека изготовляла сверлильный станок (на колонне). В последнем 5-м классе изготовлялись более сложные детали и производилась прогонка частей и окончательная сборка вплоть до пуска станка.
Экзамены во всех классах начинались в июне месяце. Последняя оценка была по производственным работам. Работы младших трех классов оценивал инспектор училища и мастер. Работы 4-го и 5-го классов принимала и оценивала комиссия. На осмотр этих работ приглашали представителей от города, от земства, а также и членов Совета Дома. Станки были на полном ходу, все работали (точили, строгали и сверлили), тут же и на месте давали оценку каждой группе.
Каникулы были с 1 июля по 1 сентября. Ученики богатых родителей на каникулярное время уходили к своим родным, а тех учеников, которым некуда было ехать, отправляли на дачу по Варшавской ж[елезной] д[ороге], на станцию Толмачёво. Дачи эти принадлежали ремесленному училищу. Дачи были большие, так что семьи служащих могли пользоваться летом дачами.
В каждом классе был мастер-инструктор и ему был дан помощник. Мастер принимал у ученика работы и ставил отметки, а также следил за дисциплиной. Некоторые заводы и фабрики присылали заявления в ремесленное училище, чтобы училище присылало своих учеников на завод или фабрику (заявления присылали в марте, апреле).
Был такой случай, что учеников-выпускников в 1896 году Путиловский завод завербовал к себе. На завод поступил весь выпуск, ибо завод нуждался в специалистах. Надо отдать справедливость, что ученики, кончая ремесленное училище, были настолько крепко подкованы как по теории, так и по практике, что любой завод и любая фабрика с охотой брали таких спецов, ибо они не только знали, как хорошо работать на любом станке, но также прекрасно читали и разбирались в сложных чертежах.
Весь выпуск, который попал на Путиловский завод (теперь Кировский завод), были назначены по цехам мастерами.
Почему так заводы хватали выпускников с ремесленного училища? Причина простая — в это время редко какой рабочий был хорошо грамотен, а тем более мог читать и разбираться в чертежах. Впоследствии ученики, окончившие ремесленное училище, не только поступали на заводы и фабрики мастерами, но были и начальниками цехов, и даже директорами заводов. <...>
Дисциплина в училище была очень строгая. Ребят всю неделю из училища никуда не пускали, отпускали только по субботам после учебы к родителям, и то не всех; если который имел двойку по теории или провинился в чем-нибудь во время перемены, его никуда не отпускали. Уходя в субботу к родителям или к родным, ученику выдавался ученический билет, в котором помечалось время выхода из училища, и родители должны были помечать, когда ученика отпустили из дома в училище.
По будням носили одну одежду, а по субботам, когда шли ученики к родителям, им выдавалась форменная одежда: куртка с галунами и на шинели погоны (эмблема — зубчатка, молоток и штангенциркуль).
Во дворе, где сейчас находится каменное строение для сохранения керосина, на этой площади был деревянный дом — лазарет на пятьдесят коек. Больных учеников клали в этот лазарет. Здесь постоянно находились доктор и два фельдшера, которые жили в жилом доме. Фельдшера по очереди дежурили в лазарете около больных. На этой площади по обеим сторонам лазарета были клумбы, два фонтана, много деревьев: тополь, береза, яблони и т. д. Летом на клумбах сажали цветы и были установлены скамейки.
Где сейчас находится столярная мастерская, здесь была кухня, готовили два повара, пищу подавали подъемной машиной наверх, в столовую. Была своя пекарня, где пекли хлеб и булки. Была своя баня. В пятницу, после занятий, все ученики по очереди и по классам шли мыться в баню (за этим следил воспитатель).
При училище была своя прачечная, мастерская, где шили белье, портняжная и сапожная мастерская.
Директор училища (В. М. Арбузов), а также инспектор (Г. Ю. Гессе) имели чины статских советников (чин генерала). Преподаватели приходили на уроки в мундирах. <...>
В ремесленном училище строго следили за служащими и рабочими, чтобы ученики не имели никаких сношений с ними.
Был такой случай перед самой первой с немцами войной. Где в настоящее время находится кабинет директора и кабинет заместителя директора по научно-учебной работе, здесь был зал, в котором в царские дни ученики после молебна пели гимн («Боже, Царя храни!»), на стенах зала висели два больших портрета царей — Александра III и Николая II. В один прекрасный день кто-то разрезал портрет Николая II прямо по лицу, из-за этого поднялся такой шум, что всех допрашивали в сыскном отделении. Сыщики две недели ходили и всех выпытывали и за всеми следили, но все-таки не могли узнать, кто это сделал. Портреты сняли и больше не вешали.
Во время первой немецкой войны в 1914 году в мастерских училища силами учеников старших классов делались военные заказы. Делали бомбы для бомбометов, по изготовлении их отправляли в снаряжательный отдел (на Пороховые) (Снаряжательный отдел Охтинского завода взрывчатых веществ в Петербурге), делали бинторезные машины, прессы и т. д. Работали с 8:00 до 22:00. Мастерские изготовляли только военные заказы (данные отчета РУЦН за 1914–1915 учебный год опровергают это утверждение). Так протекала жизнь в ремесленном училище до Великой Октябрьской революции.
В этом здании, где в настоящее время находится Военно-механический институт, было три училища: 1) ремесленное училище цесаревича Николая; 2) Оптико-механическое училище и 3) столярные мастерские. В двух последних ученики были приходящие. В Оптико-механическом училище учились пять лет, а в столярных мастерских три года.
В Оптико-механическом училище проходили теорию и практику, а в столярной — только практику. Программа в Оптико-механическом училище по теории была такая же, как в ремесленном училище. Оптико-механическое училище выпускало специалистов оптиков-механиков. В этом училище изготовлялись разные увеличительные стекла, лупы, оптические приборы и сложные оптические аппараты. Надо сказать, что практику проходили также на всех металлорежущих станках, так что после окончания училища ученику давали диплом специалиста оптика-механика. Оптико-механическое училище было именем Александра III (утверждение автора связано с тем, что с 1865 по 1894 год Дом призрения и ремесленного образования с подведомственными учреждениями состоял под покровительством Александра III (до 1881 года — великого князя Александра Александровича)).
В столярных мастерских обучались три года приходящие ученики. Они обучались изготовлять стильную мебель (резную). Эта мебель по заказу поступала во дворец царя, князьям и графам. Ученики выходили из этого училища специалистами по изготовлению стильной мебели.
Директором Оптико-механического училища был техник (оптик) Завадский. В столярной мастерской был заведующий Стеценко, специалист-краснодеревец, резчик (Стеценко А. В. — модельщик РУЦН с 1899-го, мастер-руководитель, инструктор-руководитель по столярно-модельному делу РУЦН с 1915-го).
Надо отметить, что как Оптико-механическое училище, так и столярно-резная мастерская были подчинены ремесленному училищу цесаревича Николая.
Все изделия, которые изготовляли ученики в ремесленном училище в первых трех классах, продавались торговцам инструментов. Работы 4-го и 5-го классов (станки) оставались в училище.
Оптико-механическое училище во время революции, т. е. в конце 1918 года, переехало на Демидов переулок, где в настоящее время находится Институт точной механики и оптики.
С 1 июля 1917 года, в соответствии с Постановлением Временного правительства от 30 мая 1917 года, механико-оптическое и часовое отделение РУЦН преобразовано в самостоятельное Петроградское ремесленное училище по механико-оптическому и часовому делу.
Столярно-резная мастерская во время революции не стала больше работать, не было материала, и притом ребята разбежались кто куда.
Настала Великая Октябрьская социалистическая революция. Жизнь в ремесленном училище на время приостановилась. Администрация училища чего-то ожидала.
Когда образовалось Временное правительство, директор ремесленного училища (В. М. Арбузов) созвал общее собрание всех работников ремесленного училища, кроме учеников, и на этом собрании решили послать приветствие образовавшемуся Временному правительству. Мы, маленькая кучка мастеров и некоторые служащие, возражали против послания этого приветствия. Администрация ремесленного училища поставила этот вопрос на голосование, и, конечно, большинство голосов было за послание приветствия. Мы потребовали вторично голосовать тайно с подачей закрытых записок, но при подсчете оказалось, что большинство голосов за приветствие.
Жизнь в училище постепенно стала замирать. Запас продуктов кончился, и учеников пришлось распустить, и они разошлись по своим родным и родителям. Директор училища видит, что власть переходит в руки рабочих, собирает собрание из преподавателей и мастеров и на собрании отказывается от должности директора и просит, чтобы выбрали вместо него другого директора. Общее собрание решило выбрать директором Училища инспектора Г. Ю. Гессе, который на это согласился.
Выписку из протокола общего собрания отнесли на утверждение 1-му народному комиссару просвещения [А. В.] Луначарскому, который своей подписью ее утвердил. Новый директор поставил вопрос перед Комиссариатом просвещения о переименовании ремесленного училища в Техническое училище. Начали вновь поступать ученики приходящие. С переходом из ремесленного училища в Техническое училище учеников на полном иждивении больше не существовало.
С появлением нового директора и поступлением учеников в Техническое училище жизнь пошла нормально, конечно, преподавателей пришлось навербовать на новые дисциплины, которые появились, а практические занятия остались по-старому.
Так мы проработали с новым директором Гессе около четырех месяцев. В один прекрасный день директор куда-то исчез. Его долго искали в Училище, зная, что он из Училища никуда не уходил. После долгих поисков все узнали, что директор Гессе покончил жизнь самоубийством. Он оставил у себя в комнате записку, что при таком строе жить не может. Осталось Техническое училище без директора.
В это время в Техническом училище существовал местный комитет, который решил устроить общее собрание и выбрать временно директора (местный комитет преподавателей и служащих РУЦН, организован в октябре 1917 года).
На общем собрании выбрали одного из преподавателей, Геннадия Михайловича Данилова, бывшего студента, который окончил университет.
Жизнь в Техническом училище, учеба и практика шли своим чередом. Временная администрация училища вместе с месткомом просили профессора [М. А.] Дешевого быть директором Технического училища, на что он дал свое согласие, и через несколько дней после смерти Гессе профессор Дешевой вступил в свои обязанности. Но не долго был профессор Дешевой в Техническом училище, ибо он не мог справиться с административными функциями. Тогда комитет совместно с временной администрацией подали заявление в ГОРОНО (ГОРОНО — городской отдел народного образования) — местный орган власти в сфере образования при исполкоме Совета рабочих и крестьянских депутатов (с 1918 года), — чтобы назначили директора в Техническое училище.
Городской отдел народного образования назначил инженера Дмитрия Петровича Титова директором Технического училища — это было в 1919 году. Директор Титов серьезно взялся за порученное ему дело. Надо было навести полный порядок в училище, а работы здесь было по горло, ибо в этих стенах института в 1918-м поселились две пулеметные роты. Они здесь пробыли четыре месяца, и с трудом их оттуда увели. После них поселилась кавалерия, она стояла около трех с половиной месяцев, так что в этих стенах были оставлены плохие воспоминания. Много было потрачено сил, чтобы обстановку в стенах и во дворе училища привести в надлежащий вид, в такой, какой он имел раньше.
Когда классы, мастерские, водопровод и водяное отопление были готовы, началась нормальная жизнь в Механическом техникуме.
Набор учеников был очень большой. Увеличилось количество дисциплин. Директор Титов Д. М. с первых дней своей работы собрал общее собрание всех работников училища. На повестке дня был один вопрос — переименовать ли Техническое училище в Механический техникум, на что в Комиссариате просвещения получили согласие. В Механическом техникуме стали преподавать новые предметы, как-то: механику, машиностроение, теплотехнику, электромеханику. Пришлось искать преподавателей по этим дисциплинам. Ведь 1917 год и почти целиком 1918-й как по теории, так и по практике не занимались, ибо не было настоящего руководителя, который бы энергично взялся за это дело. Как выше упомянуто, почти весь 1918 год стены училища были заняты войсками. В 1919 году в Механическом техникуме велось преподавание как по теории, так и по производственным дисциплинам. Программа в мастерских осталась та же, что была и раньше в ремесленном училище.
В 1920 году был издан декрет по всему СССР (очевидно, речь идет о декрете от 29 июля 1920 года «Об учебной профессионально-технической повинности», по которому при заводах было предложено создать краткосрочные вечерние курсы для рабочих с целью искоренения технической безграмотности и ликвидации дефицита квалифицированных рабочих кадров), чтобы заводы и фабрики у себя на месте открыли школы, где бы молодежь училась слесарному, токарному, фрезерному, кузнечному, литейному делу и т. д. Не все заводы откликнулись на этот декрет, администрация заводов и фабрик нашла это невыгодным.
На табачной фабрике имени Клары Цеткин взялись организовывать такую школу, но помещения у них не было, а также и оборудования (станков и инструмента). Тогда администрация фабрики поручила одному из служащих фабрики переговорить с директором Титовым Механического техникума, чтобы он дал согласие организовать ФЗУ (ФЗУ — школа фабрично-заводского ученичества) в стенах Механического техникума, на что директор Титов согласился. Таким образом, первая школа фабрично-заводского обучения в Петрограде была открыта в Механическом техникуме. Днем занимались ученики Механического техникума, а вечером ученики ФЗУ. Они занимались в мастерских с 18:00 до 22:00.
Вечерняя школа ФЗУ существовала в стенах Механического техникума всего около одного года, позже ее перевели на Воронежскую улицу. Спустя два-три года в стены Механического техникума перевели школу ФЗУ с Васильевского острова из завода им. Козицкого. Эта школа просуществовала около года, и ее перевели на завод «Электросила».
С открытием Механического техникума пришлось увеличить число классов, а также набрать штат преподавателей по новым дисциплинам. Были приглашены профессора: [И. М.] Холмогоров, [Б. П.] Овсянников, [Г. А.] Гельд, [А. Н.] Челюсткин и много других (Холмогоров И. М. — заведующий механическим отделением Первого Петроградского механического техникума (1924–1932); Овсянников Б. П. — преподаватель материаловедения Первого Петроградского механического техникума и Ленинградского механического учебного комбината (1921–1931); Гельд Г. А. — с 1919 года заведующий производственной частью Первого Петроградского технического училища; Челюсткин А. Н. — преподаватель теории резания металлов, основатель механической лаборатории Первого Петроградского технического училища по испытанию резания металлов (1925–1926)).
Механический техникум по ходатайству директора был переименован в Механический учебный комбинат (Ленинградский механический учебный комбинат был организован по Постановлению Президиума ВСНХ СССР от 13 июня 1930 года).
В 1925 году была открыта выставка всех техникумов и школ ФЗУ. На этой выставке были работы техников и учеников ФЗУ. Руководил выставкой В. А. Исаков, он же был инспектором по всем ФЗУ (Исаков В. А. — преподаватель Первого Петроградского механического техникума, руководитель курсов повышения квалификации).
Механический техникум и школа ФЗУ дали на выставку следующие экспонаты: новые винторезные токарные станки, сверлильный станок на колонне, а также много замечательных слесарных работ.
Механический техникум и школа ФЗУ получили на выставке диплом за хорошие работы. Этот диплом хранился в кабинете директора Титова.
Как я выше упомянул, школу ФЗУ перевели на завод «Электросила». После переименования Механического техникума в Механический учебный комбинат пришлось количество кабинетов увеличить.
Первый выпуск инженеров-механиков и инженеров-теплотехников — в 1930 году. Весь выпуск послан был в Москву, а Москва распределяла по заводам. Надо сказать, что в этих стенах проходили курсы по слесарному делу красные курсанты (красные курсанты — курсанты пехотных (пулеметных) курсов по подготовке командного состава Рабоче-крестьянской Красной армии). Они занимались вечером с 18:00 до 22:00. Занимались они полгода. Это было в 1920 году, а в 1930-м здесь проходили курсы токарного дела полгода офицеры Военной академии — это был такой командный состав, который участвовал в боях, были немного инвалиды — они в строю не годились.
Когда был проект открыть Военно-механический институт, из Москвы для подготовки этого института был прислан то[варищ М. И.] Матвеев (Матвеев (Браиловский) М. И. — первый директор Ленинградского механического учебного комбината). Его специально прислали для того, чтобы в полном состоянии были подготовлены классы, а также и мастерские. Когда все было сделано, его обратно потребовали в Москву.
Было предположение, что студенты, преподаватели и мастера будут носить военную форму, но почему-то этот приказ отменили.
Пришел 1932 год, и Механический учебный комбинат переименовали в Военно-механический институт. Когда образовался Военно-механический институт, директор Титов от своей должности отказался и партийный комитет временно выбрал директором студента вечерних курсов тов[арища] Степанова (Степанов С. Ф. — выпускник Механического института 1930 года, директор Военно-механического института в 1932–1935 годах), которого Военный комиссариат утвердил (Военный комиссариат (с 1918 года) — орган местного военного управления, ответственный за военно-мобилизационную и учетно-призывную работу).
Учеба шла нормально, но почему-то администрация Военно-механического института решила брать набор студентов таких, у которых был бы разряд токаря или слесаря 3-й или 4-й категории. Поэтому мастера по производству были не нужны. Все мастера ушли. Так продолжалось один год. В следующем 1933 году такого набора было больше не сделать, и Военно-механический институт принужден был брать учеников, окончивших девять классов средней школы. Для производственной практики пришлось набирать вновь мастеров.
Всё, что здесь описано, взято из жизни, которая протекала в этих стенах.
Музей БГТУ (БГТУВ/КП 407. Д 207. Л. 1–11). Печ. копия (из книги Ремесленное училище цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах. — СПб., 2020. — С. 498–508).